Лекция на тему: «Правовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся в образовательных учреждениях Камызякского района»

Президентом России 28 апреля 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Пр-1168). Определены принципы, основные направления и содержание государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Они направлены на повышение уровня правовой культуры населения, формирование традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного правового цивилизованного государства.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. также говорится, что одной из задач образования является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи.

Учитывая основные направления и принципы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, образовательные учреждения должны взять на себя развитие следующих направлений государственной политики: правовое просвещение и правовое информирование граждан (дополнительно следует учитывать Постановление Правительства России от 24 октября 2011 г. N 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»); развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.

Воспитание правовой грамотности школьников нужно рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально активного поведения.

В условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.

Предусмотрены меры по развитию системы правового просвещения и информирования граждан, в том числе через информационно-правовые ресурсы. На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения школьников оказывают влияние следующие факторы: характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации; деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.

В настоящее время важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Проблема воспитания правовой культуры в нашей стране очень актуальна. Так же как сегодня вопросы национальной безопасности страны, т.е. стратегическое сдерживание, осуществляются с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства. Эти факторы отмечены в Указе Президента России от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно, и в среде школьников, увеличение числа неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей, является основанием воспитания правовой культуры как учащихся, так и их родителей.

Для формирования позитивного правосознания, воспитания в детях внимательности к людям, готовности к дружбе, сотрудничеству, уважения к окружающим, СМИ, теле- и радиоканалы должны демонстрировать и распространять опыт положительных примеров социально активного поведения в обществе. В настоящее время телеканалы, СМИ, Интернет демонстрируют много криминальной хроники (убийства, насилие, кровь и др.), что отрицательно сказывается на неустойчивой, формирующейся психике ребенка. Количество и качество таких передач должно быть минимальным и подвергаться контролю.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учебы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Основными задачами должны стать создание целостного представления о правилах поведения в общественных местах, об умении различать хорошие и плохие поступки, о соблюдении дисциплины в школе, о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом. Правовая культура учащихся должна способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям, предупреждению опасности необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. В связи с этим следует выделить основные направления по формированию правовой культуры детей — будущего поколения в правовом государстве: разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию правовой грамотности школьников; организация работы лектория правовых знаний; развитие деятельности ученического самоуправления в школе; реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам; социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника; изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы; привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб общеобразовательных учреждений, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию личностных качеств школьников.

Правовое воспитание приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут сознательно воспринимать сущность законов.

Проблема воспитания правовой культуры в нашей стране актуальна. В настоящее время важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них.

В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно, и в среде школьников, увеличение числа неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей, является основанием воспитания правовой культуры, как учащихся, так и их родителей.

Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания. Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. В процессе учебы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод.