Памятка для педагогов (классных руководителей)  по первичной (допсихологической) профилактике суицидального, самоповреждающего поведения у обучающихся

Уважаемые педагоги!

Суицидальное, самоповреждающее поведение подростков и молодежи является одной из задач профилактики негативных проявлений среди обучающихся в образовательных организациях.

По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет. Считается, что на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 100-200 суицидальных попыток.

Официальная статистика говорит о том, что смертность подростков от самоубийств является второй важнейшей причиной подростковой травматической смертности. Наиболее опасный возраст по риску совершения завершенных суицидов – с 14-15 лет и выше.

Всемирная организация здравоохранения признает образовательные организации важнейшими площадками превенции суицидального поведения подростков и молодежи. 

 Какие особенности поведения обучающегося могут насторожить педагога:

  • резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам;
  • устойчивые (в течении более 2-ух недель) проявления  подавленного настроения, пониженного эмоционального фона, раздражительности;
  • любые резкие изменения в привычном поведении (например, стал неряшливым, не  хочет разговаривать с друзьями, потерял интерес к тому, чем раньше любил заниматься, пропускает занятия; стал более импульсивным, эмоциональным или замкнутым);
  • прямые или косвенные заявления о желании умереть, или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь (даже если педагогу кажется, что эти заявления носят демонстративно-шантажный характер);
  • наличие рискованного поведения, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью; наличие агрессивного поведения (вербального, физического) по отношению к окружающим; наличие фактов употребления ПАВ, алкоголя;
  • наличие фактов ухода из дома.

 Ситуации, наличие которых в жизни ребенка, требует повышенного внимания со стороны педагога:

  • любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая (при этом объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка);
  • отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
  • несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
  • объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
  • наличие случая суицида (попытки) в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников;
  • нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
  • личная неудача обучающегося на фоне высокой значимости и ценности социального успеха; 
  • ссора или острый конфликт со значимым взрослым или сверстником; 
  • резкое изменение социального окружения или уклада жизни (например, в результате смены места жительства).

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями: - импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам); - перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»; - самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Учитывая, что развитие суицидального, самоповреждающего поведения часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:

  • часто грустное настроение,периодический плач, чувство одиночества, бесполезности; постоянная скука;
  • вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;
  • снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;
  • поглощенность темой смерти;
  • социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
  • резкое снижение успеваемости, пропуски школы;
  • деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение;
  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
  • повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
  • повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;
  • жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;
  • сложности концентрации внимания;
  • жалобы на значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство).

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие одного или двух поведенческих признаков указывает на то, что ребенку нужна помощь специалиста.

Что делать, 

если педагог заметил у обучающегося признаки неблагополучия:  

  • Если вы увидели хоть один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. 
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если Вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями. 

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

  • Успокоиться самому.
  • Уделить всё внимание ребёнку.
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. 
  • Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
  • Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

  1. Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»; 
  2. Активное слушание. Пересказать то, что подросток рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей:

«Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

  1. Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось
  2. Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг
  3. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит». 

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

    1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
    2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и  какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
    3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
    4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
    5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
    6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

 

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) Вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, суицидальные мысли, факты нанесения себе физического вреда с целью уменьшения «душевной боли» необходимо незамедлительно (сохраняя конфидициальность по отношению к третьим лицам, этические нормы):

  1. сообщить родителям (законным представителям) ребенка о своих наблюдениях с целью мотивирования семьи на обращение за помощью к профильным специалистам; 
  2. сообщить школьному психологу (при отсутствии – социальному педагогу, заместителю директора по воспитательной работе) о своих наблюдениях с целью (при необходимости) принятия оперативных мер для оказания экстренной помощи обучающемуся; 
  3. сообщить администрации образовательной организации о сложившейся ситуации, с целью принятия управленческих решений по привлечению специалистов для оказания помощи обучающемуся, а также для составления плана психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Что еще может сделать педагог, чтобы не допустить суицидальных намерений у подростка?

  • Сохранять контакт, поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации. При этом, авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не пожалейте времени на объяснение его целесообразности. 
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта. Если вы классный руководитель инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  • Используйте возможности (например, классный час) для разговора о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят либо совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как планируют этого добиться, помогите представить реалистичные шаги к желаемому будущему. 
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач, такой же важный опыт, как и  достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас. 
  • Вовремя обратиться к специалисту, если Вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.   

Куда еще можно обратиться педагогу  в кризисных ситуациях  

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей и педагогов.

Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета РФ. Дети, их родители, а также все неравнодушные граждане, обладающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, могут позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона 8-800-200-19-10 из московского региона России.