Регулирование действующим законодательством вопросов защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательством Российской Федерации разработаны и утверждены необходимые мероприятия для защиты таких детей. И одним из важнейших факторов для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, является из своевременное выявление и устройство.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 123 Семейного кодекса РФ).
Обязанность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету, защите их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве, а также, в некоторых случаях, избранию формы устройства таких детей, возлагается на органы опеки и попечительства.
Оставшийся без попечения ребенок предоставлен, в большинстве случаев, самому себе. Нередки случаи попадания таких детей под преступное влияние улицы, совершения ими противоправных деяний, а также совершения таких деяний в отношении них.
Именно поэтому ранний факт выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, является самым главным залогом благополучного его устройства.
Законодательством России (ст. 122 СК РФ) предусмотрено, что должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Законодателем определен круг лиц, которые отнесены к детям, оставшимся без попечения родителей: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций), при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Таким образом, сведения о таких детях должны сообщать все, кому стало об этом известно, в том числе и родственники ребенка, жилищно-эксплуатационные организации, женские консультации, органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния и другие.