главная

Служба школьной медиации – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью Метода Школьная медиация и медиативного подхода, и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

Служба школьной медиации не имеет строго регламентированной структуры и может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации. Служба школьной медиации не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации (если не созреют предпосылки для иного).
В службу школьной медиации могут входить сотрудники образовательной организации, дети, а также их родители. Необходимым условием участия в работе службы школьной медиации – является прохождение специального обучения.

Организация службы школьной медиации должна проходить поэтапно, с целью планомерной интеграции медиативного подхода в образовательно-воспитательный процесс, с учетом принципа добровольности и осмысленного подхода к созданию жизнеспособной службы школьной медиации.

Цели службы школьной медиации.

Создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как: признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.
Улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются: дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.

Задачи службы школьной медиации.

Формирование группы, участвующей в образовательно-воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-
воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством Метода Школьной медиации.
Адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и территориальной специфики.
Подготовка работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации.
Снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере за счет обучения взрослых основам медиации, обучения детей медиативному подходу и позитивному общению в «группах равных», что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях.
Профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних.
Координация усилий семьи и школы, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды.
Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.


Положение о школьной службе медиации

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации

Распоряжение "О стратегии действий в интересах детей в астраханской области на 2012 - 2017 годы"

Распоряжение "Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"

ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»

Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п.62, п.64

ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.

ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»

Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187).