главная

Служба школьной медиации – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью Метода Школьная медиация и медиативного подхода, и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

Служба школьной медиации не имеет строго регламентированной структуры и может формироваться в соответствии с теми потребностями и возможностями, какие присутствуют в той или иной образовательной организации. Служба школьной медиации не является ни юридическим лицом, ни структурным подразделением образовательной организации (если не созреют предпосылки для иного).
В службу школьной медиации могут входить сотрудники образовательной организации, дети, а также их родители. Необходимым условием участия в работе службы школьной медиации – является прохождение специального обучения.

Организация службы школьной медиации должна проходить поэтапно, с целью планомерной интеграции медиативного подхода в образовательно-воспитательный процесс, с учетом принципа добровольности и осмысленного подхода к созданию жизнеспособной службы школьной медиации.

Цели службы школьной медиации.

Создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как: признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.
Улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются: дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.

Задачи службы школьной медиации.

Формирование группы, участвующей в образовательно-воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-
воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством Метода Школьной медиации.
Адресная информационно-просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями с учетом региональной и территориальной специфики.
Подготовка работников различных организаций по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации.
Снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере за счет обучения взрослых основам медиации, обучения детей медиативному подходу и позитивному общению в «группах равных», что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях.
Профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних.
Координация усилий семьи и школы, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды.
Повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.


Положение о школьной службе медиации


- Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г, вступила в силу 25 декабря 1993 года;

Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года;

Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 23.07.2013 года № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ»;

Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.»;

Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.».

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций от 26.12.2017 № 07-7657;

План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 №1375-р).


 

Информация службы примирения (медиации) для учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов

Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство

Роль родителей и мини-медиация (отрывок из книги Коновалова А.Ю. «Школьные службы примирения и восстановительная культура школы»)

Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. Монография

Л.В. Быкова, Т.В. Александрова, Н.А. Александрова. Опыт организации службы медиации в ППМС-Центре Василеостровского района. Статья

«Общение с ребенком. Разрешение проблем» (советы психолога родителям, по материалам газеты "Школьный психолог")

Рекомендации для педагога, наблюдающего ситуацию ссоры между детьми

Воспитываем в сотрудничестве (о взаимодействии родителей и классных руководителей)

- Тест «Если Вам наступили на ногу» , который покажет, как Вы относитесь к критике, насколько Вы тактичны и миролюбивы, умеете ли уходить от споров и конфликтов, критикуете ради самой критики или для пользы дела (Источник: www.vmestemir.ru)

Тест «Какую позицию Вы чаще всего занимаете в споре?», который покажет, какую из различных стратегий поведения в ситуации спора и конфликта (уход от конфликта, противостояние, компромисс и сотрудничество) чаще всего выбираете Вы и чем это чревато для Вас  (Источник: www.vmestemir.ru)

Тест «Конфликтны ли Вы?», который поможет правильно оценить свое поведение в определенной ситуации и скорректировать его (Источник: www.vmestemir.ru)

Тест «Худой мир лучше доброй ссоры», который покажет, как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры  (Источник: www.vmestemir.ru)

Тест «Конфликтная личность», который позволяет оценить степень Вашей конфликтности или тактичности, наличия или отсутствия у Вас стремления избегать конфликтных ситуаций, умения отстаивать свое мнение, не навязывая его другим  (Источник: www.vmestemir.ru)

Орлова М.В., Быкова Л.В. Обучение школьной медиации, как фактор повышения психологического благополучия учащихся (статья)

Памятка для родителей «Как вести себя взрослым, если дети ссорятся в школе?» (сост. Белякова Ю.В.)